Профилактика суицидов
Проблема самоубийства во многом является закрытой в нашей культуре. Часть информации мы получаем через прессу, часть на примерах личного опыта рядом живущих людей, но в целом, говорить о смерти достаточно сложно. Причины суицидов очень сложны и многочисленны. Желание совершить самоубийство, как правило, появляется у человека, который не видит выхода из сложившейся ситуации. Проблемы в личной жизни, неудачи, непонимание окружающих, финансовые трудности, алкоголизм или какая-то индивидуальная причина может стать толчком для такого отчаянного шага как суицид. В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли. Можно ли предугадать намерение уйти из жизни, как уберечь молодого человека с неокрепшей психикой от преждевременной смерти? Существует ряд признаков, по которым подростков относят к «группе риска» по суициду.
Есть ли выход? В первую очередь, нужно четко понимать, что от отношений в семье зависит очень многое, в том числе и эмоциональное состояние ребенка (тем более, подростка). Доверительные, теплые отношения помогут подростку осознать, что неразрешимых ситуаций не бывает – бывают лишь эмоции, мешающие конструктивному поиску решения. К сожалению, многие дети, попадая в сложную или травмирующую ситуацию, обращаются к суициду только потому, что считают, что семья их не поймет, не поддержит, не выручит. Зачастую молодые люди боятся того, что их семья или друзья узнают о них какую – либо компрометирующую информацию, и воспринимают такую возможность как крах всей своей жизни. Поэтому важной частью профилактики суицида остается все-таки выстраивание доверительных отношений. Вовремя поняв, что ребенку плохо с точки зрения эмоционального состояния, можно успеть принять все необходимые меры для того, чтобы он перестал помышлять об уходе из жизни, причем авторитарными методами в этом деле успеха не достичь. Сегодня помимо семьи любой подросток может получить помощь как психолога, так и психотерапевта (по необходимости), существует ряд телефонов доверия, позвонив по которым можно рассказать то, о чем сложно сказать дома. Информационная «гигиена» в профилактике суицида важна сегодня не менее, чем отношения в семье: подросток общается не только в жизни, но и в сети интернет, где распространены разнообразные группы, сообщества, не только обсуждающие пути убить себя, но и открыто пропагандирующие культ смерти и всего, что с ней связано. Поэтому формировать представление ребенка о прекращении жизни нужно начинать тогда, когда он еще восприимчив к словам семьи и не отягощен юношеским максимализмом. Следующим пунктом хотелось бы выделить объяснение подрастающему человеку, что обилие информации не означает того, что ее нужно воспринимать целиком, и безоговорочно доверять тем субъектам, с которыми происходит общение. Приучая подростка фильтровать поступающие сведения, усваивать из них разумное, отсеивать то, что выгодно другим, а ему может принести непоправимый вред, можно значительно снизить риск того, что именно ваш ребенок столкнется с «группами смерти» или чем-то в этом роде. Очень простой метод, описанный еще Агатой Кристи, - научить подростка анализировать информацию с позиции не «что мне сказали», а «почему мне сказали», и тогда ребенок сможет уловить момент попытки манипуляции им самим, его мыслями и настроениями. Предлагаем родителям пройти небольшой тест: Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком. 1. Рождение вашего ребенка было желанным? 2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним? 3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день? 4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)? 5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы? 6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться? 7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)? 8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях? 9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий? 10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах? 11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе? 12. Вы знаете, кто его любимый учитель? 13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель? 14. Вы первым идете на примирение, разговор? 15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка? Подсчет результатов Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда! Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации. | |
| |
Просмотров: 130 | | |
Всего комментариев: 0 | |